ОМИР Офисные здания

Транспорт

На долю транспорта в Казахстане приходится более половины общего объема потребления жидких углеводородов, около четвертой части (23 %) всех выбросов углекислых газов, а также 73% всех выбросов загрязняющих веществ. Таким образом, создание предпосылок для использование населением более экологических видов транспорта является одной из важных экологических задач Казахстана.
Критерии оценки категории «Транспорт» нацелены на создание условий и предпосылок, при которых пользователи здания будут отдавать предпочтение более экологичным видам транспорта, а именно общественному транспорту и велосипедам. В данной категории также уделяется внимание вопросу расположения здания и обеспечения его пользователей необходимой общественной инфраструктурой, что позволит уменьшить потребность в использовании транспорта для решения своих повседневных задач.
Часть критериев направлена на создание предпосылок для использования пользователями здания автомобилей, работающих на альтернативных видах топлива, уменьшающих выбросы СО2, – сжиженном газе и электричестве, а также на использование гибридных и малолитражных автомобилей.
Введение перечисленных мер в привычную практику позволит улучшить транспортную ситуацию в городах, снизить нагрузку на городскую экологию, улучшить качество воздуха, снизить уровень заболеваемости жителей городов респираторными заболеваниями.

Транспорт: критерии оценки

Ниже приведен перечень критериев оценки раздела «Транспорт» настоящего стандарта с указанием максимального количества баллов, доступных по каждому из таких критериев.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ НОМЕР БАЛЛЫ
Доступность общественного транспорта Трн-1 4
Общественная инфраструктура Трн-1 2
Велопаркинг Трн-1 1
Паркинг для электромобилей Трн-1 1
Паркинг для автомобилей с низкими выбросами СО2 Трн-1 1
Паркинг для малых автомобилей Трн-1 1
  Всего 10

 

Трн-1 Доступность общественного транспорта Баллы: 4

ЦЕЛЬ

Снизить количество пользователей здания, выбирающих личные автомобили для передвижения, благодаря расположению здания вблизи остановок общественного транспорта.

 

ТРЕБОВАНИЯ

Выполнение следующих требований позволяет присудить проекту до четырех баллов:

  1. два балла присуждаются проекту, если в радиусе 400 метров от центрального входа в здание находится остановка одного маршрута общественного транспорта;
  2. три балла присуждаются проекту, если в радиусе 400 метров от центрального входа в здание находятся остановки двух и более маршрутов общественного транспорта;
  3. четыре балла присуждаются проекту, если в радиусе 800 метров от центрального входа в здание находятся остановки двух и более маршрутов общественного транспорта, один из которых троллейбусный маршрут, трамвайный маршрут, станция метро или BRT (скоростной автобус).

 

ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ

Для подтверждения соответствия проекта требованиям критерия необходимо предоставить:

При предварительной сертификации:
- карту с нанесенными на нее точками расположения остановок общественного транспорта;
- фотографии остановок и размещенных на них табличек с указанием номеров маршрутов общественного транспорта.
При конечной сертификации:
- актуальную карту с нанесенными на нее точками расположения остановок общественного транспорта;
- актуальные фотографии остановок и размещенных на них табличек с указанием номеров маршрутов общественного транспорта.

 

ОСОБЫЕ УКАЗАНИЯ

При присуждении баллов могут быть приняты в расчет остановки общественного транспорта или маршруты, которые отсутствуют на момент начала проекта, но, по планам местных властей, появятся в течение года с момента ввода здания в эксплуатацию. Для этого необходимо предоставить документы, подтверждающие планы местных властей по размещению такой остановки или запуску нового маршрута с указанием точного месторасположения и соответствующих сроков.

 

ПОЯСНЕНИЯ

При выборе участка под застройку важно учитывать хорошую пешеходную доступность общественного транспорта в районе размещения объекта. Это безусловно является важным критерием для удобства пользователей здания, повышает конкурентность здания при его продаже, а также позволяет снизить потребности использования личного транспорта и положительно сказывается на экологической ситуации.

 

Трн-2 Общественная инфраструктура Баллы: 2

ЦЕЛЬ

Снизить количество пользователей здания, выбирающих личные автомобили для передвижения, посредством размещения на его территории объектов общественной инфраструктуры, или расположения здания в непосредственной близости к таким объектам.

 

ТРЕБОВАНИЯ

Выполнение следующих требований позволяет присудить проекту до двух баллов:

  1. один балл присуждается проекту, если в радиусе 800 метров от центрального входа в здание находится пять и более объектов общественной инфраструктуры;
  2. два балла присуждается проекту, если в радиусе 800 метров от центрального входа в здание находится десять и более объектов общественной инфраструктуры.

 

ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ

Для подтверждения соответствия проекта требованиям критерия необходимо предоставить:

При предварительной сертификации:
- карту с нанесенными на нее точками расположения объектов общественной инфраструктуры;
- фотографии объектов общественной инфраструктуры.
При конечной сертификации:
- актуальную карту с нанесенными на нее точками расположения объектов общественной инфраструктуры;
- актуальные фотографии объектов общественной инфраструктуры.

 

ПОЯСНЕНИЯ

При выборе участка под застройку следует оценить, достаточно ли объектов общественной инфраструктуры имеется в пешеходной доступности от этого участка, и, если нет, то учесть это при проектировании здания, предусмотрев на первом этаже такого здания помещения под размещение таких объектов.
Наличие достаточного количества объектов общественной инфраструктуры в пешеходной доступности от здания позволяет уменьшить количество поездок на автомобиле. Это сокращает выбросы СО2 в атмосферу, улучшает качество атмосферного воздуха, уменьшает транспортную нагрузку на улично-дорожную сеть города.
К объектам общественной инфраструктуры относятся: объекты социально-культурного назначения; спортивно-оздоровительные, медицинские и образовательные учреждения; предприятия сферы услуг, общественного питания и розничной торговли; предприятия, связанные с отдыхом и досугом, банки, нотариальные конторы и т.д.

 

Трн-3 Велопаркинг Баллы: 1

ЦЕЛЬ

Снизить количество пользователей здания, выбирающих личные автомобили для передвижения, посредством создания условий для использования велосипедов.

 

ТРЕБОВАНИЯ

Выполнение следующих требований позволяет присудить проекту один балл.

  1. в здании или на территории предусмотрен велопаркинг вместимостью не менее одного парковочного места на двадцать пользователей. Велопаркинг должен быть защищенным от атмосферных осадков и располагаться на расстоянии не более пятидесяти метров от входа в здание.

 

ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ

Для подтверждения соответствия проекта требованиям критерия необходимо предоставить:

При предварительной сертификации:
- схему размещения велопаркинга, с указанием его удаленности от входа в здание;
- расчет, подтверждающий, что велопаркинг предусматривает не менее одного парковочного места для хранения велосипедов на каждые двадцать пользователей здания;
- проектную документацию, подтверждающую, что велопаркинг защищен от атмосферных осадков.
При конечной сертификации:
- фотографии велопаркинга.

 

ОСОБЫЕ УКАЗАНИЯ

Если здание имеет несколько входов, то велопаркинги могут располагаться напротив каждого входа, либо может быть предусмотрен общий велопаркинг, находящийся на удалении не более двадцати метров от одного из входов в здание.
Расчетное количество парковочных мест для велосипедов возможно сократить на 50% в случае, если получено максимальное количество баллов в категориях Трн-1 Доступность общественного транспорта и Трн-2 Общественная инфраструктура, а также если участок строительства расположен в районе, где средний уклон рельефа составляет более 8%. В случае, если выполняются два обозначенные условия одновременно, расчетное количество парковочных мест для велосипедов возможно сократить на 70%.

 

Трн-4 Паркинг для электромобилей Баллы: 1

ЦЕЛЬ

Снизить количество пользователей здания, выбирающих для передвижения личные автомобили с двигателями внутреннего сгорания, посредством создания условий для использования электромобилей.

 

ТРЕБОВАНИЯ

Выполнение следующих требований позволяет присудить проекту один балл:

  1. в здании или на территории предусмотрены места для парковки электромобилей в количестве не менее 3% от общего количества парковочных мест. Места оборудованы зарядными устройствами и отмечены соответствующими опознавательными знаками.

 

ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ

Для подтверждения соответствия проекта требованиям критерия необходимо предоставить:

При предварительной сертификации:
- схему размещения парковки для автомобилей с указанием мест, предусмотренных для электромобилей;
- расчет, подтверждающий, что количество мест для парковки электромобилей составляет не менее 3% от общего количества парковочных мест здания;
- документацию, подтверждающую наличие в проекте розеток для зарядки электромобилей и опознавательных знаков.
При конечной сертификации:
- фотографии мест для парковки электромобилей, оборудованных розетками для их зарядки и отмеченных соответствующими опознавательными знаками.

 

ПОЯСНЕНИЯ

Основным трендом автомобилестроения в мире сегодня является рост производства и продаж электромобилей. По прогнозам, к 2020 году объем продаж вырастет до 7,2 млн штук электромобилей в год.
Повсеместно на государственном уровне принимаются программы по развитию электрического транспорта, в целях снижения энергозависимости и повышения конкурентоспособности стран.
Стимулирование этого тренда будет играть важную роль в улучшении экологической ситуации и качества воздуха в городах Казахстана, способствовать снижению уровня заболеваемости респираторными заболеваниями, а также способствовать повышению имиджа и конкурентоспособности Казахстана на мировой арене.

 

Трн-5 Паркинг для автомобилей с низкими выбросами CO2 Баллы: 1 

ЦЕЛЬ

Снизить количество пользователей здания, выбирающих для передвижения личные автомобили с двигателями внутреннего сгорания, являющиеся источником выбросов СО2, создавая условия для использования автомобилей с низкими выбросами.

 

ТРЕБОВАНИЯ

Выполнение следующих требований позволяет присудить проекту один балл:

  1. в здании или на территории предусмотрены места для парковки автомобилей с низкими выбросами СО2 в количестве не менее 3% от общего количества парковочных мест. Места отмечены соответствующими опознавательными знаками.

 

ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ

Для подтверждения соответствия проекта требованиям критерия необходимо предоставить:

При предварительной сертификации:
- схему размещения парковки для автомобилей с указанием мест, предусмотренных для парковки автомобилей с низкими выбросами СО2;
- расчет, подтверждающий, что количество мест для парковки автомобилей с низкими выбросами СО2 составляет не менее 3% от общего количества парковочных мест здания.
При конечной сертификации:
- фотографии мест для парковки автомобилей с низкими выбросами СО2, отмеченных соответствующими опознавательными знаками.

 

ПОЯСНЕНИЯ

На сегодняшний день самым распространенным в Казахстане решением по использованию личного автомобильного транспорта с низкими выбросами CO2 является использование гибридных автомобилей и автомобилей, работающих на сжиженном газе.
Гибридный двигатель и газовое оборудование позволяют на 30-40% сократить выбросы углекислого газа при эксплуатации автомобиля, а также на 20-30% сократить затраты собственника на покупку топлива .
Таким образом, создание проектом приоритетных парковочных мест для автомобилей с низкими выбросами СО2 станет дополнительным стимулом для использования таких автомобилей и будет положительно влиять на экологическую ситуацию в городах Казахстана.

 

Трн-6 Паркинг для малых автомобилей Баллы: 1

ЦЕЛЬ

Снизить количество пользователей здания, выбирающих для передвижения личные крупногабаритные автомобили с большим объемом двигателей внутреннего сгорания, создавая условия для использования автомобилей с низкими выбросами.

 

ТРЕБОВАНИЯ

Выполнение следующих требований позволяет присудить проекту один балл:

  1. в здании или на территории предусмотрены места для парковки малых автомобилей в количестве не менее 3% от общего количества парковочных мест. Места отмечены соответствующими опознавательными знаками.

 

ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ

Для подтверждения соответствия проекта требованиям критерия необходимо предоставить:

При предварительной сертификации:
- схему размещения парковки для автомобилей с указанием мест, предусмотренных для парковки малых автомобилей;
- расчет, подтверждающий, что количество мест для парковки малых автомобилей составляет не менее 3% от общего количества парковочных мест здания;
- проектная документация, подтверждающая, что места для парковки малых автомобилей спроектированы с учетом габаритов таких автомобилей и отмечены опознавательными знаками.
При конечной сертификации:
- фотографии мест для парковки малых автомобилей, отмеченных соответствующими опознавательными знаками.

 

ПОЯСНЕНИЯ

Малые автомобили – это автомобили, длина которых не превышает 4 метров и объем двигателя которых не превышает 1100 куб. см.
По данным статистики, в Казахстане по состоянию на начало марта 2015 года из 4 249 460 легковых автомобилей только 44 532 автомобиля имеют объем двигателя меньше 1100 куб. см. Выбросы СО2 от малых автомобилей составляют около 100 грамм на километр, в то время как выбросы СО2 от среднего внедорожника начинаются с 250 и доходят до 400 грамм на километр.
Соответственно, увеличение доли малых автомобилей в общем количестве автомобилей, используемых в Казахстане, позволит значительно снизить количество выбросов углекислого газа, улучшить качество воздуха и экологическую ситуацию, снизить заболеваемость городских жителей респираторными заболеваниями.
Кроме того, это будет способствовать решению проблемы дефицита парковок в городах.