"Жизнь" для Казахстана
Зачем понадобилось создание собственного сертификата экостроительства
Ежегодная конференция Greenbuild Eurasia, организованная недавно Казахстанским советом по зеленому строительству KazGBC, в этот раз в отличие от общей направленности предыдущих лет затрагивала конкретные проблемы, существующие в индустрии зеленого строительства в Казахстане, и потенциал ее развития.
Как отмечали участники, в концепции «зеленого строительства» снижение использования природных ресурсов и сохранность окружающей среды являются не главными, хотя и важными составляющими. Основная идея заключается в рациональном использовании ресурсов и применении технологий, позволяющих снизить эксплуатационные расходы сооружений на протяжении всего жизненного цикла, с точки зрения потребляемой энергии и использования материальных ресурсов.
425 тысяч – столько зданий в мире сертифицировано по методике BREEAM, по системе LEED – более 56 тыс.
Казахстан уже предпринимает шаги, призванные стимулировать развитие индустрии в стране. По данным UNDP, наша страна взяла на себя обязательства снизить к 2050 году выброс парниковых газов на 25 %, что в пересчете составляет порядка 90 млн тонн в год. По данным Александра Белого, руководителя проектов Программы развития ООН (ПРООН/ГЭФ) по энергоэффективности, до 2050 года постепенно можно сократить ежегодные выбросы парниковых газов на
60 млн тонн только за счет таких секторов, как энергетика, транспорт и сооружения (здания), без учета сектора промышленности, что уже составит две трети от общего заявленного объема. Это реально осуществить c помощью энергоэффективного проектирования зданий, методов по улучшению экономичности, экологичности и надежности систем жизнеобеспечения (жилищно-коммунальной инфраструктуры – прежде всего систем тепло-, водо- и электроснабжения) и др.
В целом специалисты отмечают, что программы по переходу на зеленую экономику способствуют росту индустрии экостроительства, хотя говорить о том, что в ближайшие несколько лет на казахстанском рынке будут повсеместно использоваться передовые технологии в данной сфере, нельзя из-за существующих барьеров, препятствующих полномасштабному развитию. К примеру, остро стоит проблема переработки твердых бытовых отходов: по данным Министерства энергетики, на сегодняшний день из всех образующихся отходов утилизируются всего 3 %, тогда как на Западе этот показатель превышает 95 %. «Сложности с переработкой ТБО тормозят развитие зеленого строительства в целом, такие вопросы должны в первую очередь решаться на правительственном уровне», – считает директор KazGBC Данияр Азымханов.
Экономика зеленых стандартов
Помимо проблемы утилизации отходов имеется еще ряд барьеров, замедляющих процессы внедрения технологий зеленого строительства. Это, во-первых, незаинтересованность девелоперов, инвесторов, потребителей в возведении энергоэффективных зданий, соответствующих мировым стандартам по системам сертификации LEED и BREEAM, которые оценивают их по нескольким главным параметрам. Как считает Александр Белый, причинами этого являются низкая стоимость энергоносителей и распространенное мнение, что использование энергоэффективных материалов является нецелесообразным с экономической точки зрения.
Между тем, по словам собеседника, в рамках исследования программы по энергоэффективному строительству ПРООН был специально построен дом и просчитана стоимость его жизненного цикла (в среднем от 80 до 100 лет). В результате выяснилось, что за счет использования зеленых технологий произошло удорожание строительства на 10 %, тогда как экономия средств на протяжении жизненного цикла здания составила 47 %.
«Мы сравнили проектно-сметную документацию двух домов, один из которых был построен с учетом энергоэффективности, а другой по стандартным технологиям, чтобы выяснить, насколько дорого обходятся зеленые проекты. Разница оказалась незначительной и составила порядка 10 %. Если брать сметную стоимость без маржи застройщика, то это $70 за квадратный метр», – утверждает Белый.
«Кроме того, интеграция процесса сертификации на раннем этапе строительства позволяет уменьшить дополнительные затраты на электроэнергию, увеличить эффективность эксплуатационных затрат и улучшить комфортность для конечного потребителя, – добавляет Евгений Тесля, заместитель генерального директора по устойчивому развитию компании «Бюро Техники», занимающейся внедрением технологий энергоэффективности и экологичности строительства в России. – Сертификационная система задает правильный вектор строительству, а какие именно технологии и рекомендации применять в конкретном проекте, решает девелопер вместе с консультантом, который должен рекомендовать наиболее эффективные и целесообразные меры по достижению желаемого результата».
К примеру, расходы на инженерную систему при строительстве составляют порядка 30 % от общих затрат, а в случае использования зеленых технологий можно сэкономить порядка 5–10 % за счет внедрения системы рекуперации воздуха, термостатических головок на радиаторах, погодозависимого графика теплового пункта, светодиодного освещения, датчиков движения, энергоэффективных стеклопакетов и пр.
На самом деле проекты с минимальным уровнем сертификации (LEAD Silver или BREAM Good) не превышают изначальной инвестиционной стоимости строительства. Если же проект нацелен на получение более высоких уровней сертификации, то в среднем окупаемость дополнительно вложенных средств составляет не более четырех лет. Причем при строительстве по сертификатам энергозатраты снижаются на 25 % (к примеру, для двухкомнатной квартиры – в среднем на $10 в месяц, а для коммерческих зданий – $50 на кв. м.), а на водоснабжение – на 30 %.
Проблемы со сбором доказательной базы, подтверждающей экологичность строительных материалов, также затрудняет процесс получения сертификатов. Например, по словам Тесля, ни одна казахстанская компания, занимающаяся арматурой, не готова предоставить девелоперу документы о том, что их продукция соответствует всем экологическим требованиям, которые обязательны в системах сертификации LEED и BREEAM. «Переход на зеленое строительство важно делать не из миссионерских целей, а для достижения высокого качества проектов, снижения эксплуатационных затрат», – подчеркивает он.
На сегодняшний день в Казахстане насчитывается три строительных объекта, получивших сертификаты BREEAM. Еще 21 подал заявки на получение сертификатов BREEAM и LEED
Преимущества «зеленых» сертификатов не остаются без внимания девелоперов, имеющих долгосрочные планы на свои сооружения. По словам Назгуль Зейнуллиной, cертифицированного оценщика LEED Green Associate, преимущества сертификатов, с точки зрения девелоперов и инвесторов, в основном сводятся к маркетинговым составляющим: при их наличии ускоряется процесс сдачи помещений или зданий иностранным арендаторам, повышается ставка капитализации, улучшается корпоративный имидж, снижаются риски морального устаревания активов. Для государства наличие большего количества зданий, имеющих такие сертификаты, способствует внедрению инновационных технологий, реализации природоохранного законодательства, развитию рыночных механизмов и улучшению качества окружающей среды. Арендаторам это прежде всего позволяет создать более комфортную и здоровую среду для сотрудников, увеличить производительность труда и сэкономить на эксплуатационных расходах.
Однако, несмотря на все эти преимущества, не все строительные и девелоперские компании могут позволить себе международную сертификацию. В среднем стоимость сертификации по системе LEED для одного объекта площадью от 10 тыс. до 50 тыс. кв. м составляет от $100 тыс., по системе BREEAM – $70 тыс., плюс 15–20 % закладывается на работу консультантов, которые будут вести этот проект.
Кроме этого, по мнению экспертов, не все рекомендации по системам LEED и BREEAM целесообразно применять в Казахстане. К примеру, если в Германии используют тепловые насосы, то в Казахстане всегда эффективнее будут автономные котельные – из-за стоимости электроэнергии, которая в несколько десятков раз дешевле.
Тем не менее, несмотря на все препятствия, появляются новые движущие силы развития зеленых технологий, зачастую, правда, административные. Так, в преддверии EXPO-2017 казахстанскими специалистами KazGBC совместно с российскими и международными экспертами был разработан первый отечественный стандарт зеленого строительства – «Өмір» («Жизнь») – для многоквартирных жилых зданий. Он состоит из 10 категорий оценки: управление, здоровье, энергия, вода, материалы, транспорт, отходы, участок, загрязнение, инновации. Поскольку KazGBC выступает в роли разработчика стандарта, то не может быть сертифицирующим органом одновременно. Поэтому для сертификации будет привлечена независимая структура, обладающая соответствующей экспертизой.
«В планах KazGBC – оказать помощь в сертификации 200 зданий до 2020 года и обучить более 1000 экспертов по стандарту «Өмір», – заявляет Азымханов. По его словам, в среднем получение сертификата для строительства одного жилого здания будет стоить около $10 тыс., что в 5 раз дешевле, чем у международных аналогов.
Комментарии ()
Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.