Экологические "зелёные" здания – будущее Казахстана
Vox: Давайте поговорим о «зеленом строительстве». В Казахстане эта сфера только начала развиваться. В преддверии выставки Expo, которая будет проходить в 2017 году, хотелось бы узнать о преимуществах этого направления.
— В нашем понимании есть так называемое «триединство факторов». Это означает, что все, что мы делаем, должно приносить пользу и возвращаться тоже с пользой: ведь мы работаем для того, чтобы получать зарплату, нам нужно где-то спать и одеваться, мы стараемся накопить денег, чтобы поехать в отпуск. Все, что делает человек — должно возвращаться с пользой для него и всех окружающих, это и есть принцип «триединства факторов».
То есть «зеленое строительство» — это три важные составляющие:
1) экологическая;
2) социальная;
3) экономическая.
Именно эти три составляющих и являются основой нашей концепции. И именно это, в первую очередь, является основным преимуществом «зеленого строительства». Вот вы можете сказать, что из этих трех пунктов является наиболее важным для человека — социальный, экологический или экономический?
Vox: Для меня все три имеют одинаково важное значение. Я даже не могу выбрать.
— Но для большинства людей, общества в целом, что является наиболее важным? Кто заботится об экологических и социальных сферах? К сожалению, все заинтересованы в экономической выгоде. Даже те экологические и социальные стороны, которые мы можем преобразовать, в конце концов, влияют на социальные условия, создавая более здоровую окружающую среду, качественные рабочие места, более открытые пространства. Все это делает меня, как человека, лучше и здоровее, и означает, что как минимум я смогу сэкономить больше денег на здравоохранении тем, что я просто буду меньше болеть или перестану болеть вовсе. С правильным подходом — во всей моей жизни будут снижаться негативные и вредные стороны, мне придется гораздо меньше денег отдавать кому-то за свое лечение. А это значит, что сэкономленные средства я смогу вложить в развитие, а в глобальном масштабе, если таких людей будет становиться все больше, подумайте, как это благоприятно отразится на экономике. Экологические преимущества, целью которых мы ставим сохранение окружающей среды, означают меньше загрязнений, меньше выбросов, в том числе и парниковых газов, что улучшит экологическую обстановку и поможет сохранить больше чистой воды.
Vox: Как можно стимулировать людей больше заботиться об экологии?
— Исследования в настоящее время говорят о том, что при таком количестве выбросов газа, как мы имеем сегодня, мы «теряем» половину воды на Земле. Вот и посчитайте, что если вы платите 1$ за 1 литр воды в настоящее время, то в будущем будете платить по 2$, потому что количество чистой воды стремительно уменьшается. Все понимают, что сохранение экологии очень важно, развитие социального направления тоже важно, но только материальный стимул может подтолкнуть людей на реальные действия улучшения экологии. И это именно то, на чем мы всегда стараемся сконцентрировать внимание обычных людей, знакомя их с профессионалами и активистами, которые всю жизнь пытаются сохранить окружающую среду.
Vox: Как все-таки донести до людей важность сохранения экологии на нашей планете?
— Предлагая такую идею, я забочусь о людях, которые уже участвуют в этом, но я также забочусь и о миллиардах других людей в этом мире. И единственный способ достучаться до них — это сказать: «Послушайте, в конце ведь вы будете иметь больше денег в кармане, и вам потребуется меньше трат на жизнь и на содержание здания». Таким образом, наиболее важным фактором, который поможет сконцентрировать внимание на этом, будет именно экономическая составляющая. Даже девелоперы в лице в Astana Property Management выбирают «зеленый путь» для своего проекта. Почему? Потому что это хороший посыл, когда они могут сказать людям: «Мы выбираем экологический путь». И, как вы думаете, почему они хотят сделать это? Потому что они любят окружающую среду? Может быть. Но, в конце концов, это принесет больше и доходов для них, и само строительство обойдется дешевле. В результате «позеленеть» они могут не только в плане экологии, но и в их кармане тоже будет больше «зеленых». И в результате — в выгоде остаются все. Но, чтобы стимулировать людей, надо акцентировать их внимание на экономических преимуществах, а потому уже и на всем остальном.
Vox: Логично спросить о системе LEED. Можете ли вы объяснить смысл этого рейтинга, и почему все здания в Астане, которые будут построены в будущем, должны пройти через нее?
— До 1996 года Совет по экологическому строительству в США был сформирован под руководством нескольких человек, среди которых был Рик Федрицци. И они начали работу по направлению «зеленого строительства». Хотя все смеялись над ними. Им говорили: «Вы с ума сошли? Зачем необходимо „зеленое строительство“? Почему мы должны строить „зеленые“ здания?» Но в конце 1999-2000 они уже начали думать о том, как стимулировать людей для строительства «зеленых» зданий, и для того, чтобы получить выгоду для себя.
Vox: Но совсем непросто убедить в этом людей.
— Смотрите, когда вы, к примеру, говорите человеку на улице: «Слушай, мы должны идти „зеленым путем“, мы должны сохранить нашу окружающую среду». Он, скорее всего, ответит: «Я буду жить всего 30-40-50 лет, окружающая среда особо не изменится за это время, потому что об этом говорят исследования ученых. Поэтому пусть мои дети беспокоятся, а мне переживать нечего». Таким образом, идея сохранения экологии ему совершенно чужда, и убедить людей идти «зеленым путем», а также в том, что это в их интересах, очень непросто. В результате рабочая группа создала систему рейтинга, который был назван «LEED». «LEED» — Лидерство в энергетике и экологическом дизайне. Это рейтинговая система как инструмент измерения. Это как знак, который позволяет людям понимать, что их здание действительно «зеленое». Как в случае с автомобилем, когда ежегодно вы должны пройти регистрацию, чтобы проверить свой транспорт, и представители властей скажут, действительно ли ваш автомобиль исправен и может безопасно выезжать на дорогу. То же самое и в случае со зданиями. И если вы придете ко мне и скажите, что ваш автомобиль хорошо и исправно работает на улицах, но у вас нет сертификата, то должен ли я вам верить?
Имея «зеленую» крышу, которая изолирована от уличной среды, позволяет людям выходить из помещения, дышать свежим воздухом, получать солнечный свет, что своего рода является социальным бонусом от работодателя.
Vox: Наверное, нет.
— Но если вы имеете сертификат от правительства или от третьей надежной стороны, который подтверждает, что автомобиль в порядке, — вы можете смело выезжать на дорогу и быть уверенными в его исправности. Сертификация LEED является авторитетным показателем качества, подтверждая, что владелец говорит правду относительно экологичности строения. Кроме того, сертификация LEED разделяется на несколько уровней экологичности: высокий, средний и низкий.
Vox: Ваша компания имеет большой опыт в этой сфере. Вы находитесь здесь в Казахстане, работая над проектом TALAN TOWERS в течение некоторого времени, поэтому вы можете поделиться впечатлениями от пребывания здесь. Какие особенности именно в этом регионе, и в этом проекте в Астане?
— Когда я впервые узнал, что мы должны приехать в Казахстан, в Астану, чтобы работать над этим проектом, я был настроен немного скептически, потому что незнаком с рынком Казахстана. Да и это наш первый проект в этой стране. Мы сделали много «зеленых» проектов в мире: в Канаде, в США, на Ближнем Востоке, в районе Персидского залива. И когда клиент приходит и говорит: «Я хочу построить „зеленое“ здание», мой первый вопрос всегда: «Почему вы хотите, чтобы было именно „зеленое“ здание?» И я был удивлен тем, что в Астане владельцы недвижимости точно знали, почему они хотят быть «зелеными».
— Как правило, 90% клиентов не знают, почему они хотят именно «зеленые» здания, ведь часто они просто смотрят, к примеру, на соседей и хотят так же сделать, или хотят так, чтобы ни у кого другого такого не было. Но проблема в том, что многие клиенты и проектировщики не знают о важности и значении строительства «зеленых» зданий. Однако в Астане с первого дня я был действительно потрясен тем, что они точно знали выгоды от «зеленого» строительства, и я был удивлен, что Казахстан уже начал думать о таком подходе. Только позавчера я узнал, что есть активисты, работающие в Казахстане, чтобы создать Совет по Зеленому Строительству в этой стране. Это хорошая новость для меня. Ведь это не только борьба за экологию и бизнес, это — страсть. Я стал «зеленым» человеком на всю оставшуюся жизнь, и это делает меня счастливым. И, когда я вижу, что клиент APM (прим. ред. Astana Property Management – девелопер проекта TALAN TOWERS), как и вся страна, только начинает работу в данной сфере с таким энтузиазмом — это делает меня счастливым! Я чувствую радость, и готов оказывать помощь и содействие в этом «зеленом» деле. Потому что наша цель — работа не только для TALAN TOWERS, тем более что TALAN TOWERS в одиночку не имеет глобального влияния на общество. Мы хотим, чтобы как минимум 50% зданий были «зелеными».
Vox: Так в чем преимущества «зеленых» зданий?
— В «зеленых» зданиях потребление электроэнергии снижается в два раза, а это также влияет и на количество и размеры кабелей, через которые идет ток. Представьте себе, что все здания, как TALAN TOWERS, вдруг начали потреблять вполовину меньше электроэнергии, а также, что для них требуется в два раза меньше по размерам трубы, кабели, канализации. Тогда и размер инфраструктуры становится меньше. В результате город тратит меньше денег конкретно для строительства коммуникаций. И в итоге — имеет больше средств в бюджете, чтобы создавать новые парки, строить лучшие школы, больницы и т. д. Так что на это надо смотреть в целом, а не избирательно, потому что все очень взаимосвязано, даже больше, чем может показаться на первый взгляд. Мне нравится то, что в Астане люди с большим энтузиазмом подходят к «зеленому» строительству!
Vox: Итак, давайте поговорим о некоторых деталях «зеленого» проекта. Расскажите о технологиях, и как в итоге это все влияет на окружающую среду и людей?
— Мы говорим «зеленое строительство» и всегда смотрим на «триединство факторов», подразумевая экономические, социальные и экологические стороны. Давайте снова вернемся к TALAN TOWERS и поговорим сейчас о социальной выгоде. По примеру этого здания скажите, что является наиболее заметным в социальной линии в TALAN TOWERS?
TALAN TOWERS удалось снизить потребление энергии почти на 20%. Это значит, что на 20% меньше выбросов газов, и значит — более защищенная окружающая среда, а также — меньшее количество потребления энергии, меньше топлива и т. д.
Vox: Вы имеете ввиду внешний вид? Наверное, «зеленая» крыша.
— Верно, «зеленая» крыша! «Зеленые» крыши по всему миру стали трендом почти 10-12 лет назад, и большинство крыш на зданиях в Европе и в Северной Америке в настоящее время «зеленые». Почему мы хотим, чтобы они были зелеными? Какие выгоды мы получим от этого? Люди, работающие в здании в течение 8-9 часов, могут выходить на передышку или перерыв, чтобы подышать воздухом. Раньше они выходили из здания совсем, чтобы прогуляться по улицам и чтобы выпить что-то, а затем возвращались в свои офисы. Но уличная среда не так расслабляет, а иногда даже и добавляет стресс человеку. Имея «зеленую» крышу, которая изолирована от уличной среды, людям позволительно выходить из помещения, дышать свежим воздухом, получать солнечный свет, что своего рода является социальным бонусом от работодателя. Кроме того, вы можете познакомиться с людьми из других офисов того же здания, находясь на общей «зеленой» зоне. Так вот, как минимум, такую «социальную линию» мы имеем в TALAN TOWERS.
Vox: Социальная линия — хорошо, а что с экологической?
— Давайте теперь поговорим и об экологических преимуществах. TALAN TOWERS удалось снизить потребление энергии почти на 20%. Это значит, что на 20% меньше выбросов газов, и значит — более защищенная окружающая среда, а также — меньшее количество потребления энергии, меньше топлива и т. д. Здание построено по системе энергоэффективности с уникальным дизайном, который позволяет снизить количество потребления энергии путем максимального использования дневного света в помещении. Кроме того, в такой среде, где много естественного света, не только экономится электроэнергия, но и люди чувствуют себя лучше, потому что им хватает солнечного света. Так что на лицо, все три выгоды: социальные, экологические и экономические. Ведь если мы потребляем меньше энергии, мы можем платить меньше за коммунальные услуги. Если мы предоставляем лучшие условия для работников, то их производительность труда тоже будет выше. Есть исследования, которые проводились по всему миру (в основном в США и в Европе), я могу поделиться с вами некоторыми из результатов, которые доказали, что люди, работающие в «зеленых» зданиях и студенты или ученики, обучающиеся в «зеленых» школах, имеют гораздо более высокую успеваемость и концентрацию внимания.
— Если вы живете и работаете в здоровой окружающей среде, то вы можете работать в течение 4 часов, прежде чем вы начинаете чувствовать усталость. Но если вы работаете в среде, где нет дневного света, как вы думаете, как скоро вы начнете уставать? Я думаю, что очень скоро. Но если ваша производительность становится выше, а вы способны понимать, что происходит вокруг, внимание становится намного лучше, то все это в результате приводит к большей продуктивности и к большему количеству заработанных денег, а за коммунальные услуги как раз платить надо будет меньше. В результате в выигрыше остаются все. Кроме того, наше здание является весьма эффективным с точки зрения потребления воды. Мы можем снизить потребление водных ресурсов в нем на 40%. Это, конечно, не совсем удобно может быть для посетителей или работников, но это принесет непосредственную пользу владельцу здания, и позволит уменьшить счета за коммунальные услуги, в итоге это будет оказывать меньшее давление на коммунальную сферу всего города.
Vox: Какие еще сферы экологии затрагивает TALAN TOWERS?
— TALAN TOWERS создает среду утилизации. Это будет стимул для арендаторов утилизировать бумагу, стальные банки, стеклянные бутылки. Все люди будут иметь возможность сдавать их для утилизации в здании, а специальный менеджер будет принимать это для передачи на переработку и утилизацию и для повторного использования ресурсов. И все это подталкивает многих людей к новому уровню мышления — перерабатывать все потенциально возможное из того, что они произвели и использовали. К тому же, при правильном подходе, это может еще и приносить доход. Есть много технологий, списком которых мы можем поделиться.
Vox: Давайте также поговорим о социальной инфраструктуре, такой как велосипедный транспорт и велосипедные дорожки, потому что в нашем городе сейчас использование велосипедов жителями очень поощряется, и наше правительство лоббирует идею в целом. Перед Expo, они собираются сделать все города удобными для велосипедистов, что поможет улучшить экологическую ситуацию в целом в том случае, если люди массово пересядут с автомобилей на велосипеды. Как это реализовано в TALAN TOWERS? И что для этого делается?
— Для велосипедов в TALAN TOWERS будет специальная парковка. Вы приезжаете на вашем велосипеде на работу и оставляете его в безопасном месте, не беспокоясь о нем. Есть также раздевалки и душевые, предусмотренные для этих людей, чтобы они не приходили потными в офис после поездки по городу. Потому что отсутствие возможности принять душ может послужить причиной отказа от велосипеда. Кому хочется потом весь день сидеть грязными в офисе? Кроме того, TALAN TOWERS дает людям возможность пользоваться своими велосипедами. Для гибридных автомобилей или автомобилей с низким уровнем выбросов в TALANTOWERS также имеются особые условия. Владельцам таких автомобилей предоставляются специальные парковочные места. Ведь, как правило, сложно найти утром у какого-либо бизнес-центра свободные места для автомобиля. А так, у вас будут особые места для парковки, причем, в довольно удобном месте. Также нашей целью в плане транспорта является внедрение так называемой «Car Share Program», которая подразумевает создание некоего реестра людей, которым надо в одно время двигаться в одном направлении. В результате успешного внедрения будет использоваться не один автомобиль для одного человека, а один автомобиль — для 2-4-х. Люди просто будут подвозить друг друга, это и экономически выгодно и меньше пробок будет, и, конечно же, для экологии хорошо. Такие люди тоже будут иметь свои отдельные парковочные места.
Vox: Таким образом, можно сказать, что этот проект меняет старую систему, трансформируя, тем самым, образ мышления людей и заставляя их думать об окружающей среде? Потому что в Казахстане в целом, и в Астане в частности это не так популярно, как в Европе, например, потому что это ново для нас. Можно ли сказать, что этот проект будет способствовать развитию процесса заботы и сохранения окружающей среды?
— Совершенно верно. Вы сказали, волшебное слово. Этот проект и этот подход будут менять способ мышления людей, а значит — и социальную жизнь в целом. Это превратит граждан обычного общества в «зеленое» общество. Люди не собираются думать об этом, поэтому им надо показать направление. И это наша работа как профессионалов в проекте TALAN TOWERS. Мы преобразуем поведение общества. Мы стремимся к тому, чтобы общество само контролировало социальные и экологические процессы. Например, если люди увидят, что кто-то не сдает бумагу на переработку, то они будут критиковать этого человека. Сейчас вы на этапе внедрения культуры перерабатывания отходов. И это должно внедряться и входить в моду. Я очень горжусь тем, что являюсь частью команды, которая будет среди первых, кто начнет в Казахстане менять мышления людей и отводить общество от бездумного потребления. И это касается не только здания TALAN TOWERS, которое является лишь отправной точкой для трансформации сознания людей, я уверен, что в течение пяти лет этот сегмент явно будет преобразован. А это, в свою очередь, будет влиять на стоимость «зеленого» строительства, и его стоимость в скором времени, я уверен, будет снижаться. Я очень рад, что нахожусь среди первопроходцев в Казахстане, кто это делает! Быть частью этой такой команды просто удивительно!
Комментарии ()
Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.